Ралли.

Ралли (англ. rally - "слет", "сбор") - один из видов соревнований по автомобильному спорту, проходящий как на открытых, так и на закрытых трассах. Чаще всего маршруты прокладываются по дорогам общего пользования и предусматривают обязательное прохождение контрольных пунктов и точное следование заданному графику движения.

Экипаж раллийного автомобиля может состоять из одного человека (если соревнование однодневное) и из двух-трех (если предполагается многодневное состязание). Сам же раллийный автомобиль чаще всего представляет собой либо модифицированное, либо специально созданное для гонок по пересеченной местности транспортное средство, обладающее запасом прочности, маневренностью, а также способное в случае надобности развить довольно высокую скорость.

Термин "ралли" был применен впервые в январе 1907 года на Ралли Монте-Карло, но широкое использование получил лишь в 20-х годах прошлого века, когда о многих странах Европы проводились так называемые Альпийские ралли (Alpenfahrt в Австрии, Coppa delle Alpi в Италии, Coupe Internationale des Alpes - организовывалось совместно Италией, Германией и Австрией). Напряженная борьба за Glacier Cup в индивидуальном зачёте и Alpine Cup в командном зачёте привлекала к себе пристальное внимание общественности.

С 1931 года в Бельгии проходит ралли Льеж - Рим - Льеж , в Ирландии - Ulster Motor Rally, а с 1932 года во Франции проводятся соревнования, именующиеся Rallye des Alpes Françaises (переименованное после войны в Rallye International des Alpes (или Coupe des Alpes)), а в Англии - RAC Rally. Последним довоенным крупным соревнованием по раллийному спорту в Европе было бельгийское ралли 1939 года, а за пределами Европы - гонка Gran Premio del Norte (Лима - Буэнос-Айрес - Лима) 1940 года. Далее следовал длительный перерыв - началась война, разрушившая планы и надежды спортсменов.

В послевоенные годы потребовалось немало времени и сил для возрождения ралли. Лишь в 50-х годах прошлого века соревнования по данному виду спорта вновь начали проводиться, причем к уже известным ранее добавилось немало новых: в 1947 году - ралли Лиссабон (Португалия), в 1949 году - ралли Тюльпанов (Нидерланды,), в 1951 году - ралли Mclassnight Sunныне - ралли Швеция/ (Швеция) и ралли 1000 озёрныне - ралли Финляндия/ (Финляндия), в 1956 году - ралли Акрополь (Греция).

Также активно осваивались новые трассы ралли на просторах Азии, Африки и Америки. В 1947 году была вновь проведена гонка Gran Premio del Norte, в 1948 году - ралли Gran Premio de la América del Sur (Буэнос-Айреса - Каракас). В 1950 году появилось ралли Carrera Panamericana (трасса, длина которой составила 3075 км, пролегла от границы Гватемалы до границы США) и Méditerranée-le Cap (16000 км от Средиземного моря до Южной Африки). С 1953 года в Австралии проводится RedeX Round, а в Восточной Африке - Coronation Safari (ныне - ралли Сафари), а также ралли Марокко и Ралли Кот-д’Ивуар. С 60-х годов прошлого века в Северной Америке проходит ралли Shell 4000 - единственное, одобренное FIA в данной части света. В наше время ралли - международный вид спорта, однако кроме спортивных состязаний существуют еще и любительские соревнования, участвовать в которых могут все желающие.

Виды ралли:
- компактные соревнования (короткая дистанция), к которым относятся ралли-спринты, подъем на холм, и т.п. - соревнования на дистанции, длина которой составляет обычно от 1 до 10 км, проходящие по всевозможным типам дорожных покрытий на закрытых участках трассы;
- образовательные соревнования, УТР (учебно-тренировочное ралли), УМР (учебное мини-ралли) - соревнования, которые призваны обучить спортсменов правилам работы с документацией (составление заявок на участие, изучение правил работы с маршрутными документами и судейскими бригадами), умению читать легенду и сопоставлять собственные действия с указанными в ней параметрами и т.д.;
- ралли 3-й категории (ралли Каникулы, ралли Надежда и т.д.) - основная цель данного соревнования, чаще всего проходящего по дорогам общего пользования - правильный выбор скорости и ритма движения, наиболее близкий к указанному в легенде. В таких ралли особенно значимо мастерство штурмана;
- клубное ралли - соревнования, где в классе "Стандарт" могут участвовать все желающие на автомобилях с минимальными конструктивными изменениями, снабженных шинами, предназначенными для обычных дорог. Победа в данном виде соревнований дает участнику шанс попасть на профессиональные и международные соревнования по данному виду спорта, для участия в которых уже потребуется специально оборудованный каркасом безопасности и спортивными шинами автомобиль;
- ралли-рейд - длина маршрута, проходящего по территории одного или нескольких государств - от 1200 км до 6500 км, продолжительность соревнований - не более 10 дней;
- любительское ралли - проходит чаще всего на дорогах, которые открыты для общего пользования. Предварительное ознакомление с трассой запрещено - экипаж движется по маршруту, руководствуясь только легендой.

Ралли может проводиться в любое время года, соответственно, гонщикам следует быть готовыми к самым различным погодным условиям и состоянию дорог, как асфальтированных, так и грунтовых. В таких условиях порой очень трудно справиться с управлением, потому выезд за пределы трассы у раллистов случается гораздо чаще, чем у пилотов, участвующих в кольцевых гонках. Поскольку трасса изобилует неожиданными поворотами, спусками и подъемами, а при прохождении различных участков следует придерживаться той или иной скорости, водителю или штурману перед заездом выдается легенда - подробное описание маршрута с указанием поворотов, трамплинов, скоростного режима и т.д. В некоторых случаях, например, на чемпионате мира по ралли, водитель имеет право предварительно ознакомиться с маршрутом. В процессе рекогносцировки пилот сообщает штурману об особенностях трассы, а тот заносит информацию в легенду - это позволяет водителю лучше подготовиться к заезду и более быстро и безопасно проходить ДОПы (дополнительные промежуточные заезды). Однако из-за нехватки времени и средств, на многих современных ралли запрещается предварительное ознакомление с трассой - штурманы получают легенду, составленную в соответствии с определенным форматом, непосредственно перед стартом, да и сам маршрут чаще всего также не сообщается вплоть до начала гонок.

Обычно соревнование состоит из нескольких спецучастков (ДОПов), длина которых составляет около 50 километров, и "перегонных этапов" - более длинных отрезков трассы между ДОПами. В некоторых гонках предусмотрено прохождение суперспецучастков, очень коротких - обычно они умещаются в пределах футбольного поля и чаще всего проходят через стадионы (для удобства гонщиков и зрителей). Эти этапы, во время прохождения которых автомобили движутся по параллельным дорожкам и зрители имеют возможность наблюдать захватывающие сцены борьбы гонщиков, обретают все большую популярность. Основная задача гонщика - показать наименьшее суммарное время на суперспецучастках и СУ, а "перегонные этапы" проходить с заданной скоростью за указанное в легенде время (как за опоздание, так и за опережение графика начисляются штрафные очки).

До 1907 года ралли не проводились. Ошибочное мнение. Хотя термин "ралли" действительно был впервые использован в 1907 году, соревнования подобного рода проводились и ранее. Впервые данный вид состязаний был проведен в 1894 году (гонка между Парижем и Руаном). Данное соревнование, освещаемое и патронируемое газетой "Le Petit Journal", чрезвычайно заинтересовало как общественность, так и ведущих производителей и дало толчок целому периоду дорожных гонок, проводившихся между городами различных стран Европы. Причем наблюдатели, на основе докладов которых вручались призы, не созерцали гонки со стороны, а находились в каждом из автомобилей. Наиболее масштабным из соревнований такого рода стало ралли 1895 года (Париж - Бордо - Париж, 1178 км). Средняя скорость автомобиля в этой гонке составила 24 км/ч, однако уже в 1903 году машины двигались со скоростью 105 км/ч. Такое положение вещей представляло немалую опасность для участников движения и зрителей и послужило причиной запрета ралли. Потому ныне гонки в Европе проводятся на специально оборудованных закрытых гоночных трассах. Долгое время исключением из этого правила была Италия, в которой пробный заезд был проведен еще в 1895 году, а первое настоящее ралли - в 1897 году. Гонки по дорогам общего пользования проводились в этой стране вплоть до 1957 года, но после аварии на ралли Милле Милья были запрещены. Однако, несмотря на запреты, некоторые гонки вне закрытых трасс в Европе иногда проводились. Например, в апреле-мае 1900 года силами Автомобильного клуба Великобритании был организован Заезд Тысячи Миль, причем вне спецучастков скорость автомобилей не должна была превышать 19 км/ч. А в 1905 году в Германии было проведено соревнование Herkomer Trophy Trial. В том же году во Франции прошло ралли Coupe de l’Auto.

Поначалу маршруты ралли прокладывались лишь в пределах Европы. Это не так. Еще в 1907 году была проведена гонка по маршруту Пекин - Париж, а в 1908 году - Нью-Йорк - Париж (причем маршрут проходил через Сибирь и Японию).

Весь маршрут ралли спортсмены преодолевают с максимальной скоростью. Это не так. Максимальную скорость спортсмены развивают лишь на специально оборудованных участках трассы, чаще всего именующихся ДОП (дополнительные промежуточные заезды) и регламентируемых особыми правилами. Наиболее популярны такие ДОПы:
- СУ - скоростные участки, которые следует пройти, затратив минимум времени, так как каждая секунда нахождения на данном участке засчитывается как штрафная;
- РД - движение с места старта с указанной (либо регулируемой дорожными знаками) скоростью до финиша, местонахождение которого не сообщается;
- РГ - участок между двумя заранее указанными пунктами, на котором следует двигаться со скоростью, не меньше указанной организаторами гонок. Разрешается опережение соперников;
- слалом - передвижение по размеченной стойками сложной трассе, изобилующей крутыми поворотами, зигзагами и т.д.;
- спринт - гонка с места, целью которой является максимально быстрое преодоление короткого отрезка трассы;
- подъем на холм.
Вне спецучастков передвижение спортсменов регламентируется общепринятыми правилами дорожного движения и соответствует строго определенным временным нормативам.

Для гонок всегда использовались специальные автомобили. Нет, так было не всегда. До 1940 года ралли проводились на стандартных автомобилях либо же на машинах, модифицированных в части управления, подвески и торможения. Конечно, и в те времена исключения существовали, например, специально созданный для Ралли Монте-Карло гонщиком из Румынии автомобиль Ford V8. Лишь в 60-е годы прошлого века, когда интерес общественности к данному виду спорта чрезвычайно возрос, производители автомобилей стали создавать специальные модели для ралли.

Участник ралли в случае победы получает большую сумму денег и компенсацию расходов. Это действительно так, но данное положение вещей имеет место лишь с 60-х годов прошлого века. До того подавляющее большинство пилотов были просто любителями, чаще всего оплачивающими участие в гонках из собственного кармана. Призового фонда, обычно, хватало лишь на то, чтобы возместить расходы. О сверхприбылях не могло быть и речи.

Участвовать в ралли можно только на автомобиле. Действительно, чаще всего пилоты ралли соревнуются на автомобилях, однако в некоторых случаях допустимо использование иных транспортных средств. В ралли Дакар победители ралли-рейдов выявляются в соревнованиях участников на автомобилях, а также в зачетах состязаний среди водителей мотоциклов, квадроциклов и грузовиков.

Ралли проходят исключительно на сухопутных транспортных средствах. Это не так - существуют еще и парусные ралли, в которых участники на судах, снабженных парусом, проходят дистанцию по заранее определенному маршруту к месту финиша.

В ралли чаще всего участвуют профессиональные спортсмены. Все зависит от того, о каком ралли идет речь. В некоторых соревнованиях (например, в чемпионатах мира по ралли) действительно могут участвовать только профессиональные спортсмены на специально оборудованных транспортных средствах. А, например, в любительских или клубных ралли могут участвовать все желающие. В некоторых гонках (например, в ралли Дакар) принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители, причем именно они составляют подавляющее большинство участников - около 80 %.

Женщины в ралли не участвуют. Совершенно ошибочное мнение. Представительницы прекрасного пола не только участвуют в данном виде соревнований, но и побеждают. Впервые победу на одном из этапов чемпионата мира по ралли женщина - Мишель Мутон (команда Audi) - одержала в 1981 году. А начиная с 1990 года, в марокканской пустыне, под эгидой Его Величества короля Марокко Мохаммеда VI проводятся состязания "Rallye Aicha des Gazelles" ("Ралли Газелей"), порой именуемые "Женский Дакар". Соревнуются в этом ралли на квадроциклах, внедорожниках, автомобилях и грузовиках исключительно дамы разных национальностей в возрасте от 18 до 65 лет. В 2009 году в "Ралли Газелей" участвовало 238 гонщиц, составлявших 119 команд. Кроме того, женские ралли, хотя и гораздо менее масштабные, проводятся, начиная с 2006 года, во многих странах постсоветского пространства.

Ралли и автопробег - одно и то же. Ошибочное мнение. Автопробег - чемпионат, проводящийся по маршруту несколько большей протяженности, чем маршруты ралли, которое к тому же, чаще всего, является лишь частью мирового чемпионата.

Формула-1 - это ралли. Нет, это разные классы гонок. Формула 1 относится к классу кольцевых автогонок, данный вид соревнований проводится на специально созданных автомобилях - болидах - главная задача которых - развить максимально возможную скорость. Однако такие машины совершенно не приспособлены для передвижения вне дорожек стадиона, например, по шоссе или грунтовым дорогам.
Ралли - вид соревнований, предполагающий движение автомобиля по незамкнутым трассам, а порой и по бездорожью. Потому в данном классе автогонок применяются транспортные средства с иными техническими характеристиками, во многом отличными от свойств болидов Формулы-1.

Наблюдать за борьбой гонщиков лучше всего, находясь рядом с трассой. Безусловно, находясь рядом с трассой можно увидеть много интересных моментов и подробностей гонки. Однако следует помнить, что данный вид спорта довольно опасен не только для гонщиков, но и для зрителей - ведь порой водитель, особенно на большой скорости, способен допустить ошибку или не справиться с управлением, в результате чего машина может сойти с трассы. Потому наблюдать гонки лучше всего с высокой точки - подробностей меньше, зато безопасно.

В ралли самое главное - скорость. Данное утверждение верно лишь по отношению к некоторым СУ, прохождение которых действительно предполагает движение с максимальной скоростью. По остальным участкам трассы автомобили должны двигаться, соблюдая определенный скоростной режим. Особенно актуально данное правило олдтаймер-ралли - гонок на старинных автомобилях. Главное в данном виде ралли не скорость, а точное (иногда до десятых и даже сотых долей секунды) соблюдение определенного графика при движении по маршруту, о котором гонщик узнают за полчаса до старта. Участники обязаны соблюдать правила дорожного движения и скоростной режим, установленный для всех видов транспорта на том или ином отрезке трассы. Если автомобиль идет с опозданием или же опережением графика, на пунктах контроля экипаж получает штрафные минуты. Кроме того, судейские пункты, расположенные в самых неожиданных местах маршрута, осуществляют "внезапный контроль времени".

Ралли "Париж - Дакар" - спортивное состязание, позитивно воспринимаемое общественностью всего мира. Это не совсем так. Организованное в 1978 году по инициативе француза Тьерри Сабинона, это ралли изначально позиционировалось не как спортивное соревнование, а как возможность получить острые ощущения и пережить незабываемые приключения. С каждым годом желающих поучаствовать в гонке становится все больше, однако мнение общественности о данном ралли-марафоне отнюдь не однозначно - многие считают, что средства, выделяемые на эти соревнования, вполне можно было бы истратить на другие, более важные цели. В одной только Франции против проведения ралли Дакар выступило около 200 общественных организаций, составивших Pa'Dak (от фр. pas d'accord — "мы не согласны").

Ралли "Париж - Дакар" всегда стартует в столице Франции, а финиширует в столице Сенегала. Ошибочное мнение. Ралли стартовало в Париже лишь с 1979 по 1994 гг., а также в 1998 и 2001 гг. А начиная с 1995 года исходной точкой для начала гонки были такие города: Гранада (1995-96 гг.,1999 г.), Дакар (1997 г.,2000 г.), Аррас (2002г.), Марсель (2003 г.), Клермон-Ферран (2004 г.), Барселона (2005 г.), Лиссабон (2006-2007 гг.), Буэнос-Айрес (2009 г.). В соответствии с изменением маршрута порой менялось и место финиша. Чаще всего это действительно был Дакар, однако, например, в 1992 году конечной точкой маршрута ралли стал Кейптаун, в 2000 г. - Каир, в 2003 г. - Шарм-эль-Шейх, в 2009 г. - Буэнос-Айрес.

Кубок конструкторов на ралли Дакар чаще всего достается японцам. Это действительно так, если речь идет о раллийных автомобилях, мотоциклах и квадроциклах. Однако за лучший грузовик наибольшее количество наград получили конструкторы из России.

http://www.molomo.ru/myth/rally.html